My latest journal
- Блог -

Дата публикации: 11 Апрель 2014 г.

Кубачинцы - Le Français...

Кубачи (Зирихгеран) — село (ранее посёлок городского типа) в Дахадаевском районе Дагестана. Один из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. С раннего Средневековья известен изготовлением кольчуг и оружия. В Кубачи живут мастера, которым нет равных. Они исполняют любые тонкие работы с металлом, но их призванием, прежде всего, всегда было оружие и доспехи. Но это не просто ремесло, а сакральное искусство, философия, если угодно — магия. Слава кубачинского оружия распространилась на весь мир.

С VI века в арабских источниках упоминается название Зирихгеран. Это название на фарси означает «страна тех, кто делает доспехи», по-русски получается нечто вроде «кольчужники». Около 1467 году впервые упоминается имя Кубачи (или Гюбечи) – слово это тюркское, означает «бронники, изготовители доспехов». Сами жители села считают себя потомками европейцев.

Все имена аула и живущего в нем народа означают одно — ремесло. И в этом странность, получается, что кубачинцы — народ без древнего, исконного наименования.
Первым о потомках европейцев на Кавказе сообщил полковник Иоганн Густав Гербер, который побывал в тех краях в 1727 году. Спустя полвека академик в описании своего путешествия по Кавказу сообщил, что в Кубачи живут потомки генуэзцев. Они бежали в горы от войск Чингисхана в 1220–1230-х годах, долго оставались христианами, потерпели гонения, скрывались и только после долгих преследований приняли ислам.
Опираясь на эти известия, в 1782 году в Кубачи добрались пасторы Грабш и Груль, миссионеры Церкви Моравских братьев. Они надеялись, что кубачинцы являются потомками немцев и чехов, воинов Яна Гуса и что они сохранили вероучение первых гуситов. Тщетно — ни одного гусита в ауле не нашлось.
Но есть еще одно имя у жителей Кубачи. Соседи (лакцы, кайтагцы и лезгины) Кубачинцев называют странно — пранг-капур, то есть франки. Более того, сами жители Кубачи считают, что их род из Франции. Вот предание, известное с прошлого века в различных вариантах.

Шамхал Тарковский однажды обратился к французскому королю с просьбой прислать к нему 40 оружейных мастеров. Король исполнил просьбу Шамхала. Мастера жили сначала у самого Шамхала, а потом поселились в Дербенте. Но французы были народом неуживчивым ссорились с жителями Дербента и потому вынуждены были покинуть город. Когда вышли из города, дербентцы навсегда заперли за ними ворота. Из Дербента французы пошли к даргинцам и поселились среди даргинцев, назвав себя "Кубачинцами".

В 1830-х годах Кубачинцы часто ездили в Тифлис к католическому префекту (утверждает историк Лука Исарлов в «Письмах о Грузии») к патеру Филиппу, как к французскому священнику, рекомендуя себя потомками франков. Они показывали патеру Филиппу старинные рукописи, писанные на пергаменте, объясняя, что эти пергаменты остались от их предков, франков, что религия их была того народа, на языке которого писаны эти пергаменты, сохраняемые ими, как святыни, хотя они сами стали уже мусульманами. Рукописи были писаны на латинском языке. Главно управляющий барон Розен, к которому Кубачинцы являлись часто, расспрашивал их через лезгинского переводчика. Он намерен был отправить к ним патеров для обращения Кубачинцев в христианство. Но это не состоялось.

Спустя годы осязаемых следов франков в Кубачи не найдено — ни лингвистических, ни археологических. Ученые к теории об иностранном происхождении Кубачинцев относятся скептически. К началу ХХ века странное предание было презрительно отброшено академической наукой. На наш взгляд — слишком поспешно. Но объяснить, откуда среди гор десять веков назад из неоткуда появились самые передовые технологии обработки металла, до сих пор не могут. Всё теряется в клубящихся туманах, обозначенных словосочетанием «очень давно».

Возможно, только археологи смогут поставить точку в споре между гордыми оружейниками и академической наукой. За более чем тысячелетнюю историю раскопки в Кубачи не проводились ни разу.